МБОУ СОШ №31 г.Кирова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» города Кирова


ПРОГРАММА «Одаренные дети»  

МБОУ СОШ № 31 г. Кирова

на 2016-2018 гг.

 

Таланты создать нельзя, но можно 

создать культуру, то есть почву,

на которой растут и процветают таланты.

Нейгауз

 

Актуальность:

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе.

 

Основание для разработки:

  • Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 N 1239 "Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития";
  • Федеральная целевая программа  «Дети  России»;
  • муниципальная программа  «Одаренные дети Вятки».                                                             

            Основные разработчики программы администрация МБОУ СОШ № 31г. Кирова.

            Цель программы:

1.      Создание благоприятных условий для выявления и развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного  и дополнительного образования.

2.      Формирование системы  социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

Задачи программы:

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, оказания психологической помощи  одарённым детям;

-  отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в  олимпиадах, турнирах, конкурсах разных уровней.


Ожидаемые результаты реализации программы

Реализации программа призвана способствовать:

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;

-  созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

-   повышению качества образования и воспитания школьников;

-   формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

В процессе возрастного развития важно обнаружить те или иные способности ученика.

 

Эти качества, выявляющие способных учеников, являются возрастными и в какой-то мере временными. Их нужно вовремя и в полной мере использовать для подъема развития способностей. Способный ученик все схватывает «на лету», ему одинаково легко дается что математика, что литература. Способных детей много, одаренных же - единицы. Нельзя нам, педагогам, упускать раннее проявление одаренности. Нужно помнить, что одаренность ребенка не исчезает при переходе к новому возрасту.                          Одаренных подростков на фоне ярко выраженных черт их возраста отличают такие качества: самостоятельность, склонность к самообразованию, избирательность в знаниях. Учеба доставляет одаренным детям удовлетворение, и они приобретают знания, не воспринимая занятие как насилие над собой. Они умеют критически рассматривать окружающую их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений.

 

Основные мероприятия программы

- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;

- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

Сроки реализации  программы                  2016 – 2018 гг.

Объемы и источники                                  

финансирования  Программы:      спонсорские средства, платные образовательные услуги, средства, выделяемые школе  Департаментом образования администрации г. Кирова.

Обоснование проблемы.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования,   с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

 

Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе.  Ежегодно проводятся школьные олимпиады. Ученики принимают участие в городских, областных, Всероссийских предметных олимпиадах, турнирах, конкурсах. Одним из пунктов школьной программы «Одаренные дети» является выявление способных учащихся и награждение их памятными призами, денежными премиями, чествование на «Интеллектуальном ринге».

Ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Данная проблема является темой обсуждений педсовета и заседаний предметных МО.

Профессионализм и ответственность, забота педагогического коллектива о будущем детей являются гарантом реализации программы.

 

Концепция  программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Ниже приведенные вопросы,   помогающие выявить  одаренных учащихся в условиях повседневной школьной жизни и затем направить их на уточняющую диагностику к психологу.

1)      Задает много вопросов?

2)      Демонстрирует широкий диапазон развивающихся интересов?

3)      Обладает массой разнообразных сведений?

4)      Хочет знать, почему или как что-то происходит или стало таким?

5)      Необычно сильно огорчается при несправедливости?

6)      Проявляет озабоченность в связи с социальными или политическими проблемами?

7)      Часто выдвигает лучшее объяснение, почему не надо делать то, что Вы хотите, чтобы он сделал?

8)      Испытывает замешательство перед задачей механической отработки правописания, навыков математических действий, каллиграфии?

9)      Критикует идеи других?

10)   Проявляет признаки нетерпения и разочарования, если выполненная работа далека от "совершенства"?

11)   Скучает и часто ничем не занимается?

12)   Делает только часть задания и начинает работать в новом направлении?

13)   Все еще занимается тем, что весь класс закончил делать?

14)   Кажется непоседой, часто вскакивает со своего места?

15)   Погружается в мечты?

16)   Схватывает очень легко?

17)   Любит решать загадки и проблемы?

18)   Имеет свое мнение, как что-то следует сделать?

19)   Много говорит?

20)   Любит метафоры и абстрактные идеи?

21)   Нравится обсуждать проблемы?

 

Одаренные дети:

·        имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

·        имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

·        испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

·        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·        принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Цели и задачи работы с одаренными детьми:   

1. Выявление одаренных детей    

1.Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

2.Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации.

3. Накопление библиотечного фонда по данному вопросу.

4. Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.

5. Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественных скачок в развитии их способностей.   

1. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу.

 

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.


Формы работы с одаренными учащимися:

·          групповые занятия с одаренными учащимися;

·          факультативы;

·          конкурсы;

·          курсы по выбору;

·          участие в олимпиадах;

·          интеллектуальные марафоны.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»

1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации».

1.2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.

1.3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.

1.4. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.

1.5. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми.

1.6. Совместная коррекционно-методическая работа учителей-предметников и районного психолога.

1.7. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

1.8. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.

1.9. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

2. Организационная деятельность школы

2.1.  Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.

2.2. Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися.

2.3. Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой.

2.4. Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы,   индивидуальные занятия)   образования.  

3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

3.1.Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов, учащихся через внеурочные часы.

3.2. Организация и проведение школьных олимпиад, интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

4. Наблюдение, контроль за выполнением программы.

4.1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.

4.2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

4.3. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

 

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»

на 2016-2018 г.г.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Диагностика одаренных детей

Сентябрь-октябрь 2016

Учителя-предметники

2

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся

Ноябрь 2016

ЗДУВР

3

Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками     

ежегодно

ЗДУВР

4

Расширение сети курсов по выбору с учетом  способности и запросов учащихся старших классов за счет внедрения дополнительных образовательных программ

ежегодно

Директор

5

Организация и проведение школьных олимпиад.   

Ежегодно в период: октябрь-январь  

ЗДУВР

6

Участие учеников в городских, областных, Всероссийских олимпиадах, турнирах, соревнованиях

Ежегодно

 

ЗДУВР

7

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

постоянно

ЗДУВР, рук.  школьных МО

8

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми         

постоянно

ЗДУВР

9

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми        

постоянно

Директор

10

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.          

постоянно

Директор, ЗДВР

12

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей          

 

постоянно

ЗДВР

13

Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных  учащихся в различные образовательные учреждения дополнительного образования, Центр одаренных детей города Кирова        

постоянно

ЗДУВР

16

Проведение интеллектуальных рингов в школе для 1-4, 5-11 классов

Ежегодно в декабре-январе

ЗДВР

17

Обобщение опыта работы учителей, работающих  с одаренными детьми  

 

Март ежегодно

Руководители школьных МО

18

Распространение опыта работы с одаренными детьми        

 

постоянно

ЗДУВР

19

Проведение предметных недель и декад

Ежегодно по графику работы школы

ЗДУВР

20

Вручение подарков ученикам-победителям

По итогам  проведения предметных олимпиад

Директор

21

Подача сведений в департамент образования администрации г. Кирова сведений на лучших учеников для назначения муниципальных и областных премий, памятных подарков  и стипендий

ежегодно

Директор

 22

Выпуск фильма об одаренных детях школы школьной видеостудией

2018

Руководитель школьной видеостудии

Гимн школы