МБОУ СОШ №31 г.Кирова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» города Кирова

Министерство просвещения Российской Федерации
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей
ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»
 
Методические рекомендации
по проведению разъяснительной работы
с родителями обучающихся в целях предупреждения
отказа от участия в социально-психологическом тестировании
на предмет раннего выявления незаконного
потребления наркотических средств и психотропных веществ

Москва, 2018 г.

Пояснительная записка


Методические рекомендации по проведению разъяснительной работы
с родителями обучающихся в целях предупреждения отказа от участия
в социально-психологическом тестировании на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее соответственно – методические рекомендации, НС и ПВ), разработаны в целях организации системной деятельности образовательных организаций общего
и среднего профессионального образования (далее – образовательная организация), направленной на профилактику вовлечения обучающихся
в наркопотребление.
Рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом
от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», подпункта 7 пункта 1 статьи 14 Федерального закона
от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», подпункта 15.1 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
В данных рекомендациях изложена последовательность и характеристика основных профилактических мероприятий, рекомендованных к реализации
в образовательной организации перед проведением социально-психологического тестирования на предмет раннего выявления незаконного потребления НС и ПВ среди обучающихся.



Проблема зависимого поведения подростков и молодежи является одной
из самых болезненных для современного российского общества. Результаты многочисленных научных исследований и обыденный житейский опыт свидетельствуют о том, что первые «случайные пробы» наркотиков
в подростковом и юношеском возрасте приводят к быстрому формированию зависимости, нарушению процесса социализации, различным негативным последствиям и правонарушениям. Такого будущего не пожелает своему ребенку ни один родитель.
При этом большинство подростков совершают «первую пробу»
«из любопытства и/или за компанию», «для того, чтобы испытать новые ощущения», а также «потому, что «это модно» и они не хотят «отличаться
от одноклассников».
Мероприятия по раннему выявлению незаконного потребления
НС и ПВ проводятся во всех образовательных организаций Российской Федерации с 2014/15 учебного года в соответствии с Федеральным законом
от 7 июня 2013 года №120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».
Они включают:
социально-психологическое тестирование;
профилактический медицинский осмотр.
Социально-психологическое тестирование проводится в соответствии
с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 16 июня 2014 года № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также
в образовательных организациях высшего образования».
Основными задачами социально-психологического тестирования являются:
выявление у обучающихся психологических «факторов риска» с целью
их последующей психологической коррекции;
организация адресной и системной работы с обучающимися образовательной организации, направленной на профилактику вовлечения
в потребление НС и ПВ;  
формирование контингента обучающихся, направляемых
на профилактические медицинские осмотры.
Для повышения степени доверия к профилактическим мероприятиям
и расширения охвата обучающихся социально-психологическим тестированием, перед проведением информационно-мотивационной кампании с обучающимися
и их родителями (законными представителями), необходимо провести разъяснительную работу с педагогическим коллективом образовательной организации: учителями-предметниками, классными руководителями, социальными педагогами и педагогами-психологами.
Опыт проведения социально-психологического тестирования свидетельствует о том, что высокие показатели охвата обучающихся профилактическими мероприятиями достигают образовательные организации
в которых при проведении информационно-мотивационной работы
с обучающимися и их родителями (законными представителями) используются принципы «командной работы»:
весь педагогический коллектив слаженно работает на достижение результата;
родительские собрания проводятся классными руководителями, прошедшими обучающие семинары (или с участием классных руководителей);
в мотивационных тренингах для обучающихся, проводимых педагогами-психологами или социальными педагогами, участвуют активисты ученического самоуправления.  
Необходимо подчеркнуть, что мотивация строится на личностно-профессиональном отношении педагогов к тому процессу, в который
они предлагает включиться обучающимся и их родителям.
Если педагогический коллектив не верит в эффективность проводимых профилактических мероприятий или настроен по отношению к ним негативно, усилия, направленные на расширение охвата обучающихся социально-психологическим тестированием, не будут иметь никакого успеха.
Если педагог выходит к детям и их родителям без веры и понимания того,
о чем ему предстоит говорить, то весьма вероятно, что эффект
от его выступления, даже при идеальной реализации технологической стороны процесса, будет крайне низким.
Таким образом, проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ
в образовательной организации должно начинаться с проведение обучающих мероприятий для педагогических работников.
Начинать информационно-мотивационную работу с обучающимися
и их родителями (законными представителями) необходимо с разъяснения основных принципов проведения социально-психологического тестирования:
принципа добровольности: обучающиеся от 15 лет самостоятельно,
от 13 до 15 лет их родители (законные представители) дают информированное добровольное согласие на прохождение социально-психологического тестирования;
принципа конфиденциальности: результаты социально-психологического тестирования сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям), при условии
его несовершеннолетия;
принципа ненаказуемости: результаты социально-психологического тестирования не являются основанием для применения мер дисциплинарного наказания;
принципа помощи: по результатам тестирования можно обратиться
за помощью к психологу.
Социально-психологическое тестирование – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические «факторы риска» возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической «устойчивости» личности.
При проведении информационно-разъяснительной работы с родителями (законными представителями) обучающихся необходимо, в первую очередь, акцентировать внимание на том, что социально-психологическое тестирование не выявляет факта незаконного потребления НС и ПВ.
Кроме того, обязательным при проведении информационно-разъяснительной работы с обучающимися и их родителями (законными представителями) является разъяснение положений о том, что результаты социально-психологического тестирования:
не являются достаточным основанием для постановки тестируемого
на какой-либо вид учета (внутришкольный, наркологический учет или постановки иного диагноза);
могут лишь мотивировать тестируемого обратиться за консультацией
к психологу, а также воспользоваться предложениями по участию в программах или мероприятиях, направленных на развитие профилактической компетентности, навыков личностно-доверительного общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую адаптацию;  
позволяют тестируемому получить информацию о самом себе, содействуя развитию у него навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать свои возможности;  
обобщенные (не персональные) результаты социально-психологического тестирования позволяют организовать эффективные психопрофилактические мероприятия на уровне муниципальных образований и каждой конкретной школы.
В заключение мотивационной беседы с обучающимися, их родителями (законными представителями) следует акцентировать внимание
на практическом значении профилактического мероприятия,
на том, что социально-психологическое тестирование – это лишь первый этап выявления затруднений, который может выполнять функцию «старта работы
над собой». После этого при благоприятном развитии ситуации должен следовать «этап мобилизации социально-психологических ресурсов», который включает:
формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых
для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
развитие стрессоустойчивости и навыков совладания со стрессом: принятия решений, обращения за социальной поддержкой, избегания опасных ситуаций;
развитие навыков сморегуляции и самоорганизации личности;
содействие осознания обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей.
Во избежание страхов и в целях обеспечения психологической безопасности процедуры социально-психологического тестирования в заключении информационно-мотивационной беседы полезно повторно подчеркивать принципы социально-психологического тестирования: добровольность, конфиденциальность, ненаказуемость, оказание помощи.

Гимн школы